СИЗИФОВ ТРУД или от

БЕССМЫСЛЕННОСТИ к РЕАЛЬНОМУ РАЗМЕРУ

Раньше Сизиф, обреченный вкатывать камни наверх по склону горы, был для меня символом бесполезного труда. Это концентрированный образ деятельности, лишенной всякого смысла и от этого не желанный и даже избегаемый.

Сам Сизиф виделся мне несчастным рабом, и вызывал сочувствие и сострадание.

 

В своей практике я часто встречаю тему необходимости совершать бессмысленный труд и душевные мучения, сопровождающие подобные мысли.

К примеру: ходить на работу в офис, работать бухгалтером или секретарем.

 

Согласно древнегреческой мифологии, Сизиф был строителем и царем. По одному из мифов, он был наказан за то, что пытался обмануть смерть (заковав бога смерти Тонатоса и удерживая его в плену), и таким образом воспрепятствовать смене поколений.

При отсутствии Тонатоса люди переставали умирать. И Сизиф, через отрицание своей человеческой природы, и соответствующих ограничений, стремился стать бессмертным т.е. богом. Для человека это означает - вернуться в то состояние всемогущества, которое так естественно и характерно для младенческого периода.

 

В мифе его наказали боги. Если этот случай экстраполировать в наше с вами время, стремление взрослого человека вернуться в состояние всемогущества младенца редко находит безболезненный и удовлетворительный отклик реальности.

А именно, отрицая или искажая свои возможности и/или ограничения (преуменьшая их или преувеличивая), я могу ошибиться в своих отношениях с реальностью и организовать себе кучу проблем, разного характера и тяжести.

К примеру: если я не королева Англии и буду общаться со своими знакомыми, представляя себя ею, мои знакомые могут начать волноваться. Если я приуменьшаю свои способности – могу не решиться реализовать свой потенциал. Если я не умею летать и выйду в окно 10 этажа, вообще могу перестать быть.

 

Боги весьма изящно наказали Сизифа. Они дали ему то, чего он хотел. Сизиф вынужден был вкатывать на гору скатывающийся с нее камень. И делать это вечно!

 

Если вернуться к мифу, то Сизиф бунтовал против 2х вещей: своя конечность, а так же естественная цикличность жизни, проявляющая в смене поколений в том числе. С потребностью Сизифа в бесконечности боги поступили иронично.

Что же с цикличностью? Сизиф оказался вынужден повторять один и тот же цикл: закатывать камень на вершину, затем камень скатывался в низ и работа начиналась сначала.

Удивительным образом ключ к освобождению Сизифа лежит именно в этой плоскости.

 

Наказание Сизифа лишится силы в тот момент, когда «мученик» примет закон цикличности природы как данность. А так же и человеческую приверженность циклам природы в том числе. Тогда гнет рабства трансформируется в необходимость или даже в возможность жить в соответствии со своим природным циклом.

В этом и есть бонус человеческой природы – когда мы заканчиваем один проект, мы начинаем новый, сон сменяет период бодрствования и снова смеется сном. Регулярно сменяющие друг друга напряжение и расслабление позволяют нашему телу быть здоровым и сильным.

 

Цикл не как наказание, а как сущностная характеристика природы человека, исходящая изнутри. Это даже трудно назвать выбором, потому что это данность, которую можно учитывать и жить с ней в согласии, или бунтовать против нее и обретать разные последствия, депрессию и психосоматические проявления.

 

И еще пару слов о тяжести труда, на который был обречен Сизиф. Во-первых, это все таки наказание и было бы странным, если бы оно не предполагало затрату сил героя. Во-вторых, если вернуться к желанию младенческого всемогущества, к которому стремился Сизиф, то дело, явно подтверждающее его не божественную человеческую природу, было бы лучшим примером столкновения иллюзии и реальности. И третье, с точки зрения младенца, деятельность взрослого человека вполне может восприниматься как тяжкий труд, и если герой все же отважится принять свой реальный не божественный психологический размер, возможно, его труд обретет вполне человеческий характер.

 

И тогда Гомеровский образ Сизифа-мученика преобразится в образ, который подарил нам Альбер Камю: где Сизиф – это человек, который преодолел бессмысленность своего существования, и в этой бессмысленности обрел свой смысл и свою гордость быть тем, кто он есть.

 

Если вы время от времени примеряете на себя образ только Сизифа-мученика, помните, что у вас есть варианты.

 

Евгения Иванова
www.bestable.ru

Понравилась статья?

Хотите не пропустить новые записи?

Хотите поделиться с друзьями?
Нажмите на кнопочки социальных сетей и делитесь с друзьями.

  • c-facebook
Новости
Мы в соц. сетях
Меню
Партнеры

Design by Eva Nova. Copyright 2011 - 2018. 

Копирование текстов разрешено с указанием ссылки на сайт www.bestable.ru

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now